Как правильно учить детей читать в домашних условиях. 7 часто задаваемых вопросов.

4.8
(4)

Чтение – это путь к познанию. Умение не просто читать, а читать хорошо и быстро – вот путь для каждого ребёнка к успеху в школе. Причём речь идёт не только об успеваемости по предметам, но и об интеллектуальном развитии вообще. Так как правильно учить детей читать?

Чем лучше ребёнок читает, тем легче будет проходить его развитие, тем выше будет его самооценка.

Научить ребенка складывать из букв слова трудная задача для родителей, для решения которой нужны терпение и последовательность. Родители не перестают искать ответы на вопросы, которые могли бы помочь им научить ребенка читать быстро и правильно. Мы постарались собрать в этой статье часто задаваемые вопросы и ответить на них.

Содержание

  1. Когда лучше начать учить детей читать.
  2. За какое время можно научить ребёнка читать?
  3. Как мотивировать ребенка на обучение и сделать процесс обучения увлекательным.
  4. Как развивать память и внимание у ребенка.
  5. Какие формы обучения существуют, их плюсы и минусы.
  6. Как увеличить скорость чтения.
  7. Как помочь ребенку полюбить процесс обучения
  8. Какие ошибки не стоит допускать при обучении чтению.

Когда лучше начать учить детей читать.

Как научить ребёнка читать быстро и правильно в домашних условиях? Пытаясь найти ответ на этот вопрос, родители задают себе ещё один – когда начать?

Как учить детей читать и когда

Чтобы качественно овладеть навыком чтения ребёнку необходимо обладать определённым уровнем развития мышления. Большинство детей дошкольного возраста таким уровнем не обладают в силу опять же своего возраста. Поэтому научить 2-х летнего ребёнка читать — это миф.

По мнению большинства психологов, лучше начать обучение чтению с 5 лет. Учитывая, что индивидуальные особенности у всех разные, вполне допустимо начинать и в  3-4 года. Если вы видите, что у вас с обучением явные затруднения, возможно вам просто следует немного подождать.

12
С какого времени нужно начать учить детей читать?

Возраст ребёнка не является основным показателем готовности к занятиям. Важно, насколько он подготовлен к занятиям интеллектуально и психологически. Считается, что ребёнок готов учиться читать, если произношение всех букв у него не вызывает проблем. У него должен быть достаточный словарный запас. Он должен уметь правильно строить.

Приступая к обучению, помните, что лучше, если оно будет проходить в игровой форме. Не затягивайте  занятие больше чем на 10 минут. От вашего терпения так же зависит очень много. Если вы понимаете, что начинаете не сдерживать себя в проявлении своих отрицательных эмоций, лучше прекратить занятие, иначе ваш ребёнок начнёт бояться обучения и постарается всячески избегать его.

За какое время можно научить детей читать?

Сама постановка этого вопроса – уже ошибка. Любой другой процесс обучения и приобретения определённых навыков – дело очень индивидуальное. И дело здесь не в методиках обучения, а в готовности вашего ребёнка обучаться.

Попытки родителей  сжать сроки обучения  обязательно приведут к ошибкам. Иногда их исправление потребует большого времени. Кроме того, ваше стремление «как можно быстрее» научить ребёнка читать, может отбить у него желание учиться совсем.

Как учить детей читать - своим примером

Чтобы успешно пройти путь от букв к слогам вы должны правильно организовать процесс занятий и следовать чёткой схеме. Используйте игровую форму —  картинки, кубики или другие материалы и технологии. Вот интересный пример:

Занимаясь систематически 3-4 раза в неделю по 10-15 минут, вы увидите как через 1,5-2 месяца ваш ребёнок будет читать по слогам.

Как мотивировать ребенка на обучение и сделать процесс обучения увлекательным.

Приучать ребёнка к книгам нужно с младенчества. Пусть это не покажется вам «слишком». Начиная читать детям сказки или стишки перед сном в вырабатываете у них мотивацию к чтению.

У подросших малышей не проявится мотивация к чтению, если им не интересно. Умение правильно подобрать литературу в соответствии с возрастом ребёнка – один из залогов успеха. Родители должны понимать, что в 4 года ребёнку вряд ли будет интересен роман «Остров сокровищ», а в 9 лет ему не стоит предлагать уже сказку про репку. Кроме возраста конечно же необходимо учитывать пол ребёнка. Мальчишкам всегда интереснее рассказы о рыцарях, а не о принцессах.

Обязательно вносите в занятия разнообразие. Например, пишите слова разными карандашами и разного размера. Подойдут для этого доска для рисования, кубики. Учитывайте мнение ребенка, разрешите ему выбирать предмет для занятий – складывать слова из кубиков или читать книгу.

Конечно лучшей мотивацией к любому обучению всегда служил пример родителей. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» — эта народная мудрость лучше всего может подтвердить важность вашего занятия чтением. Вряд ли вы заинтересуете ребёнка чтением, если сами не берёте в руки книгу.

Ещё лучше если вы превратите чтение в интересную игру. Чтобы обучение проходило легко, обсуждайте изображенные на иллюстрациях сцены, придумывайте к ним истории.

Как развивать память и внимание у ребенка

Как и любой другой процесс обучения, развитие способности запоминать информацию и тренировку внимания начинать нужно как можно раньше. При этом важно помнить, что это тоже учёба, и она не должна стать для ребёнка скучной и обременительной. Уделяйте занятиям не больше 10 минут в день.

За многовековую историю, выработано немало способов развития человеческой памяти. Хорошим способом, для которого практически нет возрастных ограничений, является пересказ прочитанного. Детей просят пересказать выслушанную сказку,  или даже просто рассказать что-то происходившее с ними со всеми подробностями. Это помогает детям активно использовать память. Можно детям читать и обсуждать запомнившееся. Это поможет им тренировать не только зрительную, но  и слуховую память.

Большую помощь в развитии зрительной памяти оказывают упражнения по поиску отличий на двух похожих картинках. Поиск отличий на двух похожих картинках всегда увлекает детей и способствует развитию зрительной памяти. При этом много времени они тратят на детали, что помогает заметно повышать концентрацию внимания.

Как продолжение этого метода может служить игра «Что изменилось?». Разложите на столе, или на полу несколько предметов и попросите ребёнка их запомнить. Потом попросите его отвернуться и уберите (замените) какой-нибудь предмет. Ребенку надо ответить, что изменилось. Со временем ребенок. Эта игра научит ребёнка быть  внимательным к мелочам. В школе развитое внимание и память будут способствовать хорошей успеваемости.

Какие формы обучения существуют, их плюсы и минусы

Существует довольно много различных методик обучения чтению. Но, по сути, все они преследуют цель научить ребёнка распознавать слова, складывать их в предложения и понимать читаемый текст. Среди авторских методик наиболее известны методики Николая Зайцева, Глена Домана, Павла Тюленева, Елены Бахтиной, Евгения Чаплыгина, Вячеслава Воскобовича, Марии Монтессори, Ольги Соболевой.

Кроме этого можно выделить несколько системных методов.

Буквослагательный, слоговый и звуковой использовались до начала 20 века, поэтому не будем о них распространяться.

Название следующей методики говорит само за себя – чтение целыми словами. Написанное слово запоминается как иероглиф, как одна картинка. Среди последователей этого метода был Гленн Доман. Его методика позволяет учить читать чуть ли не с младенческих лет. Показывая детям карточки с написанным словом, родители повторяют их значение. Дети довольно легко при систематических занятиях запоминают большое количество слов. Но ни одна развивающая система не вызывает столь неоднозначные отклики, как метод Домана. В начальной школе у детей, обучающихся по этой методике возможны проблемы с чтением, так как в школе учат читать от звуков к слогам. В методике Домана дети читают сразу словами. Ребёнок превращается в пассивного приобретателя знаний. А полученная информация не анализируется и не систематизируется.

Всё большую популярность в наше время приобретает складовый метод. Склад – это не тоже самое что и слог. Слог может состоять и из одной буквы, и из нескольких. В слове «юла» слог – «ю» состоит из одной буквы, а в слове «впредь» – всего один слог из шести букв. Склад всегда состоит из двух букв – одной согласной и одной гласной (па, ша).

Несколько методов в качестве примера

Развитие этому методу в наши дни дали методики Зайцева и Чаплыгина.

Они оба построили свою методику на игровом обучении, где предметом игры и одновременно учёбы стали кубики. Дети учатся читать, просто играя в кубики.

Как учить детей читать кубики Чаплыгина

Чаплыгин, как и Зайцев используя кубики, немного упростил свою методику. У него нет деления на глухие и звонкие звуки, на мягкие и твердые, как у Зайцева. Чаплыгин посчитал не обязательным давать эту информацию дошкольникам.

Кроме указанных кубиков, буквенные домики Сергея Полякова при систематическом использовании и поэтапности метода, дают высокие результаты.

Система Монтессори позволяет обучаться с интересными заданиями, весело и не скучно. Но к минусам этого метода можно отнести трудоемкость при организации и дорогостоящий материал. Методика больше подходит для детского сада, нежели для домашнего обучения.

учить детей читать

Методика Ольги Соболевой построена на ассоциативном запоминании. Ребёнок начинает играть с буквами, он может дотронуться до них. Именно до букв — из веревочки, из листочков, из даже из воды. Минусы: больше подходит для детей творческих; отсутствие системы.

Как увеличить скорость чтения.

Если ваши занятия чтением начали давать определённые плоды, и ребёнок уже начал читать по слогам, то следующий шаг – это конечно же повышение скорости чтения. Часто увеличению скорости чтения мешает неправильное дыхание ребёнка при этом. Ошибка этих детей в попытке говорить на вдохе. Попросите ребёнка, набрав воздуха, именно на выдохе произнести как можно больше слов.

Хорошую помощь в учёбе могут оказать скороговорки. Ваш ребёнок научится «скоро говорить» в буквальном смысле, а это поможет ему читать быстрее.

Для того чтобы ваш сын или ваша дочь стали читать быстрее, они должны от чтения по слогам перейти к чтению слов целиком. Для этого, научите их следить за расставленными в словах ударениями. Если уделять этому внимание, то по слогам дети читать уже не смогут.

Ещё одним способом повышения скорочтения, могут стать так называемые, лесенки. Постепенно увеличивая длину фразы вы как будто идёте по лесенке. Например вот так:

собака

собака бежала

собака бежала быстро

собака бежала быстро за машиной

С помощью лесенок у ребёнка происходит и тренировка дыхания. Предложите сочинить лесенки ребёнку – это и игра, и тренировка мышления. Пусть он придумает тексты на интересные именно ему темы. Тогда занятия будут проходить интересно не наскучивать ему.

Как помочь ребенку полюбить процесс обучения

Выяснить причину почему наши дети не испытывают желания учиться – это уже половина успеха. Нельзя нежелание учиться свести к одной какой-то причине, их довольно много. Среди основных, пожалуй, можно выделить несколько.

Нельзя заставлять ребенка делать что-то против его воли. Есть только один способ вовлечь его в учебу – заинтересовать его. Но не переусердствовать. Так уж устроена психика человека, что когда на нас давят, мы сопротивляемся изо всех сил. Чем больше родители заставляют ребёнка делать уроки, тем больше он начинает избегать этого.

Есть дети с избыточной энергией. Им тяжело долго сидеть на одном месте и концентрировать внимание. В связи с этим им трудно делать уроки и слушать не отвлекаясь. Таким детям необходимо дополнительно заниматься какими-то активными занятиями, например, спортом.

Поощряйте увлечения детей. Если вы видите, что ваш сын с большим удовольствием играет в машинки, купите книжки на соответствующие тематики, почитайте их вместе.

Если ребенку не хочется каждый день делать уроки на одном и том же месте, позвольте ему сменить это место. Стол в спальне, стол на кухне, иногда даже кровать или диван могут стать местом для чтения. Ведь главное — не место, где он делает уроки, а результат.

учить детей читать

Различные гаджеты могут стать из ваших противников вашими союзниками в учебе ребенка. Привлекая современные технологии вы можете повысить интерес ребёнка к учёбе с помощью различных развивающих приложений на телефоне или компьютере.

Родители должны обязательно для себя уяснить, что ребенок не всегда и не всё будет делать идеально. И с этим нужно сразу смириться. Не нужно сразу же ругать за сделанную ошибку, лучше похвалите за то, что он сделал без ошибок, а потом уже потом попросите его самого найти свою ошибку.

Какие ошибки не стоит допускать при обучении чтению.

Недостаток знаний специфики обучения чтению, часто приводят родителей к множеству ошибок, которые не только затягивают процесс обучения, но и в какие-то моменты делает его просто невозможным. Все ошибки, наверное, можно условно разделить на системные и технические.

Пожалуй, главной системной ошибкой является отсутствие всякой системы. Нельзя заниматься «от случая к случаю». Нельзя увеличивать затягивать время занятий. 15 минут это максимум для занятий в один день.

Как учить детей читать

Другой распространённой ошибкой является принуждение к учёбе. Пытаясь заставить ребёнка учиться силой, можно развить у него стойкую неприязнь к любым занятиям, что сильно затормозит вас на пути к образованию. Нельзя наказывать ребёнка чтением. Прямая угроза «Убери сейчас же игрушки, а то будем читать!» — явно не будет способствовать  любви к чтению. Не прямая угроза «Вот дочитаем книгу и тогда можно будет играть» также не будет этому способствовать.

Самой распространённой технической ошибкой является обучение буквам, отделяя их от звуков которые они обозначают. В будущем, это создаёт большие проблемы для детей. Главное, что должны помнить родители — буква должна для ребёнка звучать одинаково со звуком. Букву «П» ребёнок должен называть как звук «П», если вы учите называть его «ПЭ», потом ребёнок будет пытаться прочитать слово «ПАПА» как «ПЭАПЭА».

Есть ещё одна распространённая. Это попытка ребёнка проговаривать буквы отдельно, а не складывать их в слоги. Например, «С-О-Б-А-К-А» вместо «СО-БА-КА».

Ещё одна ошибка – произношение отдельно звуков, а потом повторение их сложенных в слоги. Например, произносит «Н» и «О», а затем вместе «НО». Помогите ему сразу читать по слогам. Покажите как можно «тянуть» первый звук при чтении — «ННННО». Можно добиться хороших результатов, если пропевать слоги. Делайте это вместе, сводите обучение к игре.

 

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.8 / 5. Количество оценок: 4

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт разработан студией: ETS-ART