Как научить ребёнка завязывать шнурки. 7 советов.

Как научить ребёнка завязывать шнурки
4.8
(6)

Трудно перечислить все известные способы шнуровки, придуманные людьми с момента признания шнурков неотъемлемым атрибутом обуви 27 марта 1790 года. Каждый выбирает для себя наиболее удобный. Однако, несмотря на кажущуюся простоту процесса, задача научить ребёнка завязывать шнурки, подчас становится для родителей трудновыполнимой.

Мы все привыкли к тому, что детская обувь, в большинстве своём, выпускается с липучками. Но умение справляться со шнурками, для детей также необходимо, как умение читать и считать. Как научить ребёнка завязывать шнурки? Это всего лишь один, из длинного списка вопросов «как научить», которые в определённый момент встают перед всеми родителями.

Содержание

  1. Как выбрать время.
  2. Как подогреть интерес к обучению.
  3. Как подобрать шнурки.
  4. Какой способ шнуровки выбрать.
  5. Какие ошибки не допускать.
  6. Какие наглядные пособия могут помочь.
  7. Маленький совет в заключении.

1.Как выбрать время.

Чтобы научить ребёнка быть со шнурками на «ты», необходимо подготовить руки малыша. Любое умение ребёнка, связанное с работой пальцев, возможно только при достаточно высоком уровне развития мелкой моторики. Это один из главных показателей интеллектуальной готовности ребёнка к обучению. Дети с высоким уровнем развития мелкой моторики умеют логически рассуждать, у них хорошая память. В случае же с низким уровнем развития моторики, малыши быстро утомляются, их внимание быстро рассеивается.

Данное физиологическое свойство развивается естественным образом начиная с младенчества на базе общей моторики.

Способов для её развития большое множество. Совсем «юным» не одно поколение мам читало весёлые потешки сопровождаемые с игрой маленьких ручек – это и «Сорока-белобока», и «Идет коза рогатая», и любимые многими детишками «Ладушки». Многие из мам не задумывались над тем, что на самом деле это один из простейших способов развития мелкой моторики у детей.

Погремушки, прорезыватели для зубов, мягкие кубики и пирамидки — все это служит развитию у детей умения хватать и удерживать в кулачке предметы. Для детей постарше можно использовать игры с мелкими предметами, обязательно под наблюдением взрослых. Такие игры хорошо развивают моторику и тактильные ощущения. Детям очень нравится играть с крупными крупами насыпанными в тарелку.  Смотреть, как она просачивается сквозь пальцы. Хорошо развивает моторику лепка. И здесь не важно – пластилин это или глина, подойдёт и «помощь маме» с тестом. Чтобы ребёнок, впервые сев шнуровать обувь, не считал шнурки чем-то «чуждым» и не известным, «подружите» их заранее. Начните со сворачивания из шнурков различных фигур, например с простого круга.
Когда начать учить завязывать шнурки?
К 4 годам большинство детей готовы начать заниматься новой развивающей игрой — завязывать шнурки. В 5-6 лет почти все они уже осваивают это умение.

Однако стоит помнить, про индивидуальные особенности развития детей.  Если мама начнёт рано и последовательно заниматься с малышом, то и результат можно будет получить рано — научить ребёнка завязывать шнурки в 3 года. Однако по мнению психологов лучшим временем для обучения детей этому навыку является период с 3,5 до 6 лет.

7
Как Вы считаете - когда нужно начинать учить детей завязывать шнурки?

Конечно, большинство родителей считают идеальным приобретение навыка завязывания шнурков до того, как ребёнок начнёт посещать детский сад. Но не отчаивайтесь если этого не случилось — начать никогда не поздно.

Ошибка некоторых родителей заключается в стремлении облегчить ребёнку жизнь, оградив его от использования обуви со шнурками.  Они забывают, или не хотят задумываться над тем, что без этого навыка их ребёнку  всё равно не обойтись, а осознание того, что он, в отличии от своих сверстников, не умеет чего-то делать, может существенно снизить его самооценку. О самооценке детей смотрите тут.

2.Как подогреть интерес к обучению

Чтобы сподвигнуть ребёнка к обучению, родители должны постараться вызвать у него интерес к этому занятию. Немаловажным является понимание ребёнком того, что ему это умение действительно нужно. Как вызвать у него такое желание? «Помогите» ему в магазине самому выбрать новую обувь, но обязательно со шнурками.  Скажите, что теперь, он как взрослый, просто обязательно должен будет сам завязывать шнурки. Многие малыши сами начинают просить научить их завязывать шнурки, став обладателями кроссовок с любимыми героями на них. Можно купить коньки или ролики, которые также без шнуровки не обуешь.

Любое обучение детьми воспринимается быстрее и эффективнее, если оно обличено в форму игры. Игры про умение завязывать шнурки бантиком можно придумать самим или найти описания таких игр в интернете. Для примера вот некоторые из таких игр:

«Поймай змейку!». Скажите ребёнку, что шнурочки превратились в маленьких змеек, которых он должен поймать. Покажите как нужно «завязать змейку в узелок».

«Ушки зайчика». Согласитесь, что бантики шнуровки очень похожи на ушки зайчика. Ребёнку будет интересно делать маленькие ушки, чтобы они торчали или длинные, чтобы они свисали.

«Крылья бабочки». В другой раз попросите ребёнка представить бантики в виде крылышек бабочки.

«Шнурочки-дружочки». Можно представить шнурки в виде неразлучных приятелей.

«Бизиборд» – тренажёр в виде доски с размещёнными на ней элементами, помогающими развивать мелкую моторику у ребёнка. В нашем случае подойдёт бизиборд, содержащий верёвочки. Это может быть не обязательно, или не только, макет, имитирующий шнуровку, есть варианты с «пришиванием» пуговиц, с большими бусами. Это поможет ребёнку в игровой форме быстрее освоить навык завязывания «бантика».

Такую игрушку можно сделать и дома, подключив его изготовлению самого малыша. Обведите его ступню поставленную на картон, вырежьте и сделать дырочки для шнурков. А ребёнку поручить «самое ответственное задание» — раскрасить её так, как он сам захочет.

Тренироваться на таких тренажёрах детям намного удобнее. Во-первых, их обувь маленькая, а во-вторых, детям завязывать шнурки прямо на себе не очень удобно.

Ребёнка может увлечь яркая шнуровка на родительской обуви, и он захочет такую же. Мальчику, могут понравиться рассказы о футболистах, шнурующих бутсы, или о супергероях в «специальной обуви со шнурками». Возможно его простимулирует предложение о вознаграждении, за каждую удавшуюся попытку самостоятельную зашнуровать обувь.

3.Как подобрать шнурки.

Если мы решили, что процесс обучения – это игра, то не маловажная роль отводится и самим «игрушкам». Здесь мелочей не бывает и важен каждый параметр шнурков:

  • Лучше, если шнурки будут яркими, это уже вызовет у ребёнка интерес.
  • Они должны быть приятными на ощупь.
  • Шнурки не должны быть скользкими и тонкими, чтобы не выскальзывать из рук и хорошо держать узел.
  • Плохо зарекомендовали себя толстые и круглые шнурки.
  • Важно правильно подобрать длину шнурков. Слишком длинные могут путаться и будут слишком «болтаться», а из коротких тяжело завязать узел с петлями.
  • В начале обучения хорошо помогают шнурки с разноцветными концами. Можно самим окрасить кончик шнурка в другой цвет. Ребёнку будет и легче понимать какой кончик поместить сверху, и интересней играть в различные потешки про «заячьи ушки»

4.Какой способ шнуровки выбрать.

Не зависимо от того какой способ шнуровки вы начнёте осваивать, учить ребёнка лучше, сев позади него.  Ребёнок не должен видеть зеркальное отображение вашего наглядного примера, чтобы не путаться.

Как в любом обучении нужно идти «от простого к сложному.» Начинать нужно с понятий «Лево» и «Право», потом осваивать сложение петелек, и в заключении переходить к бантикам.

В качестве первого способа шнуровки подойдут «бантики». Первым шагом является завязывание простого узла, а вторым — сложение кончиков шнурков в «заячьи ушки» и повторении узла.

Это простой в освоении способ, но, как правило, недолговечный и приводит к быстрому развязыванию. Но для начала вполне подойдёт.

Хорошую помощь родителям в обучении могут оказать занимательные стишки или, например, вот такие истории:

  1. «Жили на свете два братика, и звали их Левый и Правый» — под эти слова взять в руки оба кончика шнурка.
  2. «Позвал как-то Левый своего брата гулять» — сделать из левого кончика петлю.
  3. «Правый очень обрадовался, и стали они обниматься» — продеть правый шнурочек в петельку левого, и левый конец завести за правый.
  4. Потянув затянуть узелок.

Для второго этапа можно продолжить историю:

  1. Сделав из шнурков петли, представьте их: «Повстречали братики двух зайчиков.
  2. И пошли они гулять вместе взявшись за руки». Перекрестите петельки.
  3. Одну из петель пропустите в получившуюся арку.
  4. Затяните получившийся бантик.


Среди множества способов, есть ещё один, который можно использовать для начала обучения. Большинство людей завязывают шнурки «бабушкиным» способом, этот способ не отличается надежностью, но его разновидность «Рифовый узел» гораздо крепче. Эти узлы очень похожи и оба состоят из двух полу узлов, только в случае рифового, второй полу узел вяжется в сторону, противоположную первому:

  1. Завяжите простой узел.
  2. Сделайте петлю из одного кончика, приговаривая: «Зайчик на опушке, навострил ушки».
  3. Оберните другим конечком вокруг петли примерно посередине приговаривая: «Зайчик кустик обошёл, и домой к себе зашёл».
  4. Просуньте второе «ушко» в получившуюся петельку между двумя концами шнурков.
  5. Затяните бантик.

 

Хорошо запоминается ещё один стишок:

«Раз шнурок и два шнурок. Перекресток. Узелок.
Вот поссорились концы. Разбежались молодцы.
Спинки сделали дугой. Вот один, а вот другой.
Помирились — повстречались. И опять узлом связались».

Не зависимо от того какой способ вы выберете, можно воспользоваться ещё одним нехитрым правилом. Чтобы ребёнок делал петли нужного размера, сделайте на шнурках пометки, например фломастером, или сделав узелки. Малышу всегда будет видно, в каких местах нужно складывать петли.
Как научить ребёнка завязывать шнурки

5.Какие ошибки не допускать.

Иногда, задаваясь вопросом «Как научить ребёнка завязывать шнурки» родители при обучении допускают некоторые ошибки. Постарайтесь не допускать подобного:

  • Если уделять им время «от случая к случаю», малыш ко второму занятию может успеть забыть чему научился на первом. Занятия должны быть регулярными. Лучше всего заниматься понемногу, но каждый день.
  • Не торопитесь с помощью, ждите когда вас попросят о ней. Больше давайте ребёнку заниматься со шнурками самостоятельно.
  • Старайтесь меньше делать замечаний и ругать ребёнка за ошибки в учёбе. Это вряд-ли положительно скажется на обучении, но может сильно снизить его самооценку.
  • Если ваш сын или дочь нашли новый способ завязывать шнурки – похвалите за изобретательность, а не настаивайте на своём методе, пусть и более удобном с вашей точки зрения.
  • Когда ребёнок сам проявит желание научиться, найдите время для занятий, а не откладывайте «на потом».
  • Не пытайтесь научить ребёнка овладеть всеми способами сразу: пусть сначала освоит самый простой.
  • Может случиться, что у ребёнка не сразу начнёт всё получаться – лучше перенести занятия. Сделать перерыв необходимо если заметите, что он устал.

6.Какие наглядные пособия могут помочь.

Какому малышу не будет интересно прервать обучение, и посмотреть мультфильм. В современных мульсериалах есть серии на самые различные темы, есть среди них и про то, как научить ребёнка завязывать шнурки. Покажите ему как завязывают шнурки герои его любимых мультфильмов. Например 17 серия «Барбоскиных» под названием «Шнурок». Дракоша Тоша – «Узелковая страна» или «Узлы» из сериала «Фиксики».

Мультики про то как научить завязывать шнурки

Или вот мультик с песенкой про шнурки

О том насколько тема обучения детей завязыванию шнурков важна для родителей, может рассказать видеоролик выложенный сначала на Facebook, а затем на youtu.be. Жительница США, сняла видео где её пятилетний сын, спокойно и просто справляется со шнурками.

Его способ оказался довольно оригинальным. В начале мальчик кончики шнурков вставил в шнуровые отверстия на кроссовках, получившиеся петли он просто дважды завязал на узел и освободил кончики шнурков.

Видео набрало более 2 млн просмотров и почти 2,5 тыс. комментариев. В большинстве комментариев были благодарности за очень полезный ролик, благодаря которому многие дети тут же научились также завязывать шнурки.

 7.Маленький совет в заключении.

Умение завязывать шнурки нельзя назвать жизненно необходимым навыком. Некоторые родители считают, что ребёнок вполне может прожить, не умея зашнуровывать обувь, и носить обувь на липучке. Однако уметь завязывать шнурки – это не просто «уметь завязывать шнурки». Это и развитие мелкой моторики у детей, которая действительно жизненно необходима. Большинство психологов во всём мире бьют тревогу: год от года растёт количество детей с отставанием развития моторных навыков, а это ведёт к отставанию речи и мышления. Чем больше навыков будет иметь ваш ребёнок, тем легче ему будет ориентироваться и в школьной, и обычной жизни.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.8 / 5. Количество оценок: 6

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Комментарии 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт разработан студией: ETS-ART