Терпеть нельзя наказывать. 9 ответов на вопрос «Как нельзя наказывать детей» и 8 советов «Как можно наказать ребёнка».

5
(5)

Наказание детей – тема вечная для всех поколений. Ни какая другая, касающаяся воспитания детей, не вызывает столько жарких споров. Наказывать или нет? Как можно наказать ребёнка? А если не наказывать, как научить быть послушным?

Прежде чем попытаться ответить на эти вопросы родителям хорошо было бы понять, а что собственно это такое — наказание.

В толковом словаре Ожегова слово «наказание» толкуется как «Мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление». Но если разобраться, то слово «наказывать» употреблялось раньше в значении давать «наказ» – давать наставление. Поэтому родители должны понять, что перед тем, как их сделать что-то, что им совсем не нравится, необходимо объяснить — «зачем и почему».

 Содержание

За что нельзя наказывать детей.

9 ответов на вопрос «Как нельзя наказывать детей».

  1. Физическое наказание.
  2. Крик как наказание.
  3. Наказание в виде угрозы.
  4. Игнорирование.
  5. Сравнение.
  6. Наказание детей при посторонних.
  7. Наказание через труд.
  8. Наказание лишением необходимого.
  9. Наказание «Тёмная комната». Запирание в одиночестве.

8 советов «Как можно наказать ребёнка».

  1. Предсказание последствий.
  2. Замечание.
  3. «Исправительные работы».
  4. Тайм-аут (Перерыв в общении).
  5. Личное извинение.
  6. Лишение.
  7. Метод экономических взаимоотношений.
  8. Сказка вместо наказания.

За что нельзя наказывать детей.

Прежде, чем поговорить про наказание детей, давайте сначала выясним за что вообще не стоит их наказывать.

Во-первых, – это конечно тяга к новым знаниям. Познание мира всегда связано с допущением ошибок, в любом возрасте, а уж тем более в детстве. Если ребёнок проверяет на прочность игрушки или пытается измерить глубину лужи – это получение информации о предметах и их свойствах. Здесь наказание не уместно. Беседы и рассказа о возможных последствиях для него будет вполне достаточно.

Во-вторых, – это отсутствие опыта. Разбитый чайник может показаться достаточной причиной для наказания. Но попробуйте спокойно ребёнка попросить рассказать, как всё произошло, ведь может выясниться, что он хотел заварить чай для уставшей мамы. За что наказывать в этой ситуации? Скорее ему нужно посочувствовать и рассказать, как больше не допускать таких ошибок.

Не стоит наказывать малышей за непосредственность. Дети от природы наивны. Рассказанный кому-то семейный секрет не должен расцениваться как предательство и военное преступление. Прилюдное высказывание о желании в туалет также не является поводом для наказания.

Папы и мамы должны усвоить одно очень важное правило – не торопится наказывать сгоряча. Прежде чем подумать о наказании, разобраться в причинах детского проступка. Дети могут сделать что-то очень нехорошее не задумываясь перед этим о последствиях, неосознанно и непроизвольно. Взрослые, кстати, тоже часто так делают. Мы сами иногда причиняем боль близким, удивляясь потом — как это могло произойти? Как тут не вспомнить – «прости нам грехи вольные и невольные».

9 ответов на вопрос «Как нельзя наказывать детей».

1.Физическое наказание.

Ни что не вызывает столько дискуссий как физическое наказание детей. Ну уж если не ремнём, то шлёпнуть рукой по детскому заду считают возможным многие родители. Однако большинство психологов считают, что шлепки и оплеухи плохо сказываются на детской психике и могут ох как аукнуться, даже уже во взрослой жизни.

Как нельзя наказывать детей

Как правило, физическое наказание – это расписка родителей в собственном бессилии, в отсутствии желания и времени на воспитание детей. Отшлёпать ребёнка конечно же намного быстрее, чем поговорить с ним, объяснить его неправоту.

2.Крик как наказание.

Окрик и повышение голоса, пожалуй, самое распространённое наказание детей. Родители кричат на детей от усталости, бессилия, из страха или «для пользы ребёнку» — чтобы оградить от чего-то страшного.

Достаточно большое количество научных исследований доказало, что крик очень плохо влияет не только на эмоциональное состояние детей, но и на интеллект. Крик вредит детям, можно сказать, на физическом уровне. И душевная рана не проходит от того, что «ребёнок знает, что я его люблю больше всего на свете». Маленькие дети воспринимают крик как физическое наказание.

Как нельзя наказывать детей

Следите за собой, контролируйте свой гнев. Часто родители понимают, что крик— это не выход, но собственная усталость, негативные эмоции, принесённые с работы, приводят к срыву. Если вы все-таки накричали, постарайтесь, как можно быстрее исправить ситуацию.

3.Наказание в виде угрозы.

Иногда в порыве своего бессилия и отчаяния родители могут сказать ребёнку что-то вроде «Я тебя в детский дом отдам, раз ты не слушаешься». Сказав такую, страшно сказать, шутку, родители конечно так не думают и выполнять свою угрозу не собираются. А что же тот, кому эти слова были адресованы? Дети слова родителей принимают «за чистую монету». И ребёнка буквально начинает раздавливать мысль, что самый любимый и дорогой ему человек, в любой момент, может вот так, легко от него избавиться. Он ждёт и переживает, и не понимает, почему родители хотят так поступить. Если вы решили наказать ребёнка, выберете наказание и сделайте это сразу, или не наказывайте совсем.


4.Игнорирование.

Рассказав о трёх самых распространённых «как нельзя наказывать детей» мы подошли к самому страшному в воспитании.

Игнорирование, исходящее от самого близкого человека – мамы или папы, что может быть более нестерпимым. Опыт многих поколений красноречиво говорит об этом. «Лучше бы наорали или выпороли, чем так», «Хотя бы знал, что получу и все на этом, а так чувствуешь себя пустым местом!».

Игнорирование – это не совсем то же, что и наказание. Наказывая ребёнка, мы проявляем своё участие в его жизни — страх за то, что могло с ним произойти, огорчение от его проступка. Когда игнорируем, делаем вид, что не замечаем, мы как бы шлём ребёнку послание «Тебя для меня нет!». В этом случае ваш ребёнок сталкивается с окружившей его леденящей пустотой.

Как можно наказать ребёнка за непослушание

Игнорирование – по сути, мощная манипуляция, она способна породить в ребёнке эмоциональную зависимость, чувство страха и отчуждённости. Что может быть страшней мысли о том, что он не нужен больше самым близким  людям, вызывают панический страх. Если ваша цель «преподать урок» чтобы помочь ребёнку не допускать больше совершённой им ошибки, а не просто желание «заставить его помучиться», то рамки игнорирования должны соблюдаться в разумных пределах.

5.Сравнение.

Большой ошибкой является мысль родителей о том, что сравнивая своего ребёнка с другими детьми, они мотивируют его становиться лучше. Пытаясь добиться вашей любви и вашего признания, ваш сын, или дочь, возможно будут стараться стать похожими на объект сравнения, но в душе будут чувствовать себя нелюбимыми и отвергнутыми.

Когда мама, или иногда даже папа, показывают своему ребёнку, что тот в чём-то хуже кого-то другого, они пытаются внести корректировку в его личность по собственному усмотрению. Указывая сыну или дочери на какое-то полезное качество, которое они должны перенять у других детей, родители не рассматривают личность своего ребёнка целиком. Как можно наказать ребёнка, не замечая или принижая его положительные качества. Иногда этому процессу можно встретить определение «Неестественный отбор в природе родительствования».

Как можно наказать ребёнка, а как лучше этого не делать

Сравнивать ребёнка можно только с ним самим, «ты вчера был такой послушный, жалко, что сегодня ты не слушаешься».

6.Наказание детей при посторонних.

Иногда родители прибегают к наказанию детей при посторонних на улице, иногда в школе, в гостях. Публичное наказание, как проявление невозможности повлиять на ситуацию, плохая попытка вызвать чувство стыда у сына или дочери.Нельзя ругать ребёнка перед гостями дома, перед учителем, или другими детьми в школе. Попросить его извиниться, если виноват – да, но всё остальное дома, «с газа на глаз»!  Что бы ни сделал ваш ребёнок, вы для него – крепость. Вы всегда для него опора и защита перед другими людьми.В результате «публичной порки» ваш ребёнок станет думать, что защиты в виде родителей у него больше нет. Поэтому подобные наказания часто наносят глубокую психологическую травму. Они не смогут дать правильную оценку происходящему, более того – ребёнок станет бояться публичности, общения с людьми и, как следствие, возможности иметь друзей в дальнейшем.

7.Наказание через труд.

Наказание трудом, на первый взгляд, кажется вполне безобидным. Совершил ребёнок по мнению родителей какой-то нежелательный поступок и в качестве наказания они требуют от него выполнения какой-то работы, по дому или в саду. Но любое занятие, которое заставляют делать по принуждению, вызовет только отторжение. Причём это касается не только детей, но и взрослых. Для ребёнка помощь родителям по дому должна быть обычной составляющей жизни, но никак не наказанием. Очень важно, чтобы родители провели чёткую грань между обычными обязанностями ребёнка в доме и наказанием.

Как нельзя наказывать детей
«Ты наказан! Иди вымой посуду!» — такими словами вы можете сделать на время вашу посуду чище, но навсегда отобьёте желание у ребёнка помогать по дому.

8.Наказание лишением необходимого.

Наказание детей в виде ограничения или полного лишения пользоваться какими-либо благами, и удовольствиями имеют место быть. Но, как и любое другое наказание, как мы уже говорили, должно совершаться с ясной головой и без лишних эмоций. Не злоупотребляйте подобными наказаниями.

Как можно наказать ребёнка и как нельзя
Можно не купить мороженное, но нельзя отменить ужин или завтрак. Нельзя лишать ребёнка свежего воздуха, запретив ему гулять в виде наказания. Категорически нельзя наказывать детей, лишая жизненно необходимых вещей.

9.Наказание «Темная комната». Запирание в одиночестве.

Запереть ребёнка в темной комнате, «чтоб подумал» довольно жестокое наказание. Чувство отверженности у ребёнка усиливается детскими страхами, что сильно влияет на его психику. Наказания, связанные со страхами ребёнка, могут привести к самым различным фобиям.Иногда, уставшие родители, чтобы прекратить детскую истерику, закрывают ребёнка одного в какой-нибудь комнате. Устав плакать, ребёнок может успокоиться и даже уснуть. Но он ничего не понял! В плане последствий это наказание может очень плохо закончиться. Если у вашего ребёнка окажется склонность к клаустрофобии, такое наказание станет жестокой пыткой и приведёт к нервному срыву.

8 советов «Как можно наказать ребёнка»

Главная цель наказания – научить ребёнка осознавать неправильность своих поступков и возможные последствия, и по возможности всё исправить. Другими словами, наказания должны помочь ребёнку стать добрее, а не озлобить его.Схема «проступок — наказание» должна помочь ребёнку научиться строить причинно-следственные связи, прогнозировать последствия совершаемых поступков.

1.Предсказание последствий

Если человек познаёт что-то на собственном опыте, он будет помнить это намного дольше. Например, если ваш сын в свои 4 года не желает расставаться с тёплой курткой, хотя на улице уже весна, и ваши объяснения «для него не указ»,  позвольте ему самому принять решение. Пусть он прочувствует на себе последствия непринятия маминых советов. В некоторых ситуациях нужно разрешить ребёнку сделать то, что он хочет. Естественно, если это не навредит ему. Главное не злорадствуйте: «А я тебе говорила!».

2.Замечание.

Именно сделанное замечание может сподвигнуть ребёнка на исправление ситуации. Заменив упрёк «Всегда у тебя в комнате беспорядок!» на замечание «Мне так больно, когда наступаю у тебя в комнате на разбросанные по комнате детали конструктора» вы быстрее добьётесь решения проблемы.

Как можно наказать ребёнка

3.«Исправительные работы».

«Исправительные работы» не нужно путать с наказанием трудом. «Получил двойку – иди мыть пол!» и «Разлил на кухне воду – бери тряпку и вытирай!» две большие разницы. В первом случае происходит наказание домашним трудом за какой-то проступок, а во втором – исправление собственной ошибки.

4.Тайм-аут (Перерыв в общении).

Иногда ребёнку действительно стоит подумать над своим поведением. И лучше если это произойдёт в тишине отдельной комнаты без игрушек и телевизора. Только не выбирайте для этого тёмную комнату, чтобы не навредить его психике. Количество времени, проведённое в тайм-ауте, должно быть соразмерно возрасту ребёнка.Считается, что ребёнка в одиночестве не травмирует интервал времени из расчёта примерно одна минута на каждый год возраста. Если ребёнку 3 года – 3 минуты.

5.Личное извинение.

Признание своих ошибок и принесение личных извинений – это подготовка ребёнка к взрослой жизни. Ему смело можно сказать «А взрослые в таких случаях просят прощения!» Это будет конструктивное наказание в случае если ребёнок оборвал цветы на соседской клумбе. Хорошо бы их дополнить «исправительными работами» и попросить его помочь привести клумбу в порядок.

6.Лишение.

Использовать в качестве наказания лишение чего-либо возможно с некоторыми ограничениями. Нельзя лишать необходимого, мы уже говорили об этом, а также необходимо заранее оговорить условие применение такого наказания. Вы должны поговорить с ним «по-взрослому» и договориться о соблюдении договора обеими сторонами: «Если ты….., тогда я…..».Не стоит забывать о соразмерности наказания. Нельзя за мелкую шалость лишать игр на 2 недели.

7.Метод экономических взаимоотношений.

Для детей среднего школьного возраста можно использовать символическую экономику, этот метод сводится к договорным отношениям между ребёнком и родителями. Суть сводится к начислению «семейной валюты» в виде баллов или очков за хорошие дела и к лишению их при совершении плохих. По результатам месяца можно «конвертировать» баллы в наличные деньги или покупку давно желанной вещи ребёнку.Причинно-следственная связь от совершаемых поступков для ребёнка будет очень наглядной, хотя может привести к подмене родственных отношений сугубо деловыми.

8.Сказка вместо наказания.

Для маленьких детей, чтобы лучше понять и почувствовать свои проблемы, иногда ребёнку лучше взглянуть на них со стороны. Для маленьких детей это лучше происходит через сказки. Сказочные образы помогают детям посмотреть на возможные выходы из сложных ситуаций, пути разрешения конфликтов. В конце каждой сказки герой осознает, что так делать нельзя и больше не повторяет свои ошибки. Можно попробовать придумывать сказки самим. Есть уже всем известные готовые сказки такие как: «Федорино горе» и «Мойдодыр».

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 5

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт разработан студией: ETS-ART